академічне підприємництво

Где украинским ученым взять деньги для научных исследований? OtavaRD как инструмент академического предпринимательства

Как заработать деньги для себя и своих научных исследований, используя собственные профессиональные знания и навыки? Доклад д.х.н., проф., заведующего отделом биомедицинской химии ИМБиГ НАН Украины Сергея Ярмолюка.

Академическое предпринимательство в Украине находится сейчас в зачаточном состоянии. За рубежом академическое предпринимательство, как правило, представлено компаниями типа spin-off, которые ведут научные разработки до промышленного использования. Поскольку в Украине для научных учреждений это побочная деятельность, то понятно, что без государственного финансирования академическое предпринимательство невозможно.

Учитывая это в термин «академическое предпринимательство» мы вкладываем иной смысл: где и как заработать деньги для себя и своих научных исследований, используя собственные профессиональные знания и навыки. Важно подчеркнуть, работая по специальности.

Самая большая проблема руководителя любой украинской лаборатории или отдела – поиск финансирования. Например, в тех же Соединенных Штатах заведующий лабораторией тратит до 60% своего рабочего времени на написание и представление различных проектов. Есть финансирование – есть работа, есть сотрудники, есть материалы, выполняются научные исследования. Нет проектов – нет ничего.

В Украине ситуация иная, поскольку украинская наука всегда была на государственном содержании. К большому сожалению, реформирование системы организации украинской науки так и не произошло. Сейчас ситуация такова, что те гранты-крошки, которые получает наука, распределяются в ручном режиме научными руководителями и не всегда объективно.

Для примера можно взять первый этап конкурса НАН Украины и УНТЦ. Научное направление: «Биобезопасность и биозащита в современных биологических исследованиях». Здесь четко просматривается определенная схема, с которой бороться элементарно. Нужно просто увеличить количество проектов, которые будут проходить второй этап – рецензирование зарубежными экспертами.

Итак, шансы у украинского ученого получить государственные деньги в формате гранта мизерные …

Горизонт 2020. Собственно, стратегическая цель этой программы – «догнать и перегнать Америку». Большие сомнения в том, что Европейский Союз сможет выполнить эту утопическую задачу, как не удалось это когда сделать Советскому Союзу.

В Украине есть участники этой рамочной программы, однако это скорее исключение, чем правило.

Сейчас сложилась такая ситуация: подавляющее большинство украинских рядовых ученых не вписывается в формат программы «Горизонт 2020». Создается впечатление, что финансовую выгоду от этой программы имеют лишь отдельные чиновники от науки, которые организуют различные тренинги за европейские деньги.

Считаем, что украинским ученым нужны небольшие поддерживающие гранты, вроде INTAS.

Еще несколько слов о так называемой программе «Горизонт 2020» для малых и средних предприятий (Small and Middle Enterprises – SME). Финансирования – 50 тыс. Евро. Права принадлежат ученым. Отчеты упрощены.

На слайде представлен треугольник Дмитрия Сосунова с литовской фирмы «CIVITTA», по которому он оценивает вероятность получения финансирования от ЕС.

Инновационность – отсутствие аналогов на рынке, потенциальный спрос на рынке и, собственно, профессионализм команды. К тому же ученые должны иметь еще и исследуемый образец …

Итак, если ученый занимается фундаментальными или прикладными исследованиями, то получить этот проект практически невозможно, поскольку нужно иметь еще и исследуемый образец.

Существует еще один вариант возможного способа зарабатывания денег. Это так называемые различные инвестиционные фонды. Они то образуются, то исчезают. Постоянно собирают предложения, разработки, ноу-хау … Общаешься с ними и мысленно вспоминаешь классическое «Господа, все украдено до вас …»

Outsourcing researches, или научные исследования по заказу. Это научная работа на заказ, что-то вроде хозяйственных договоров. Вместе с Алексеем Пушечниковым мы проанализировали рынок США и возможности украинских ученых в формате аутсорсинга. Алексей сейчас работает в США, но в начале своей карьеры он работал в Украине, возглавлял научные проекты в компании «Енамин».

На слайде приведен перечень проблем, которые, на наш взгляд, тормозят развитие академического предпринимательства в Украине. Считаем, что каждый из нас может дополнить этот перечень.

Проблема № 1. Пассивная позиция украинских ученых относительно собственных проблем, патерналистическое восприятие национального государства. Они считают, что государство должно финансировать науку.

Проблема № 2. Дефицит, в отличие от западных коллег, опыта поиска источников финансирования. Собственно, с целью обобщения, распространения такого опыта и создана в LinkedIn группа «Академическое предпринимательство».

Проблема № 3. Отсутствие налоговых льгот. Чтобы выплатить зарплату ученому, нужно отдать как минимум 40% на налоги. Если заложить еще отчисления для института до 15-20%, то остается не так уж много для исполнителей.

Проблема № 4. Большинство научных институтов имеют статус некоммерческих организаций, соответственно, они как огня боятся коммерческих контрактных научных исследований. Некоторые академические учреждения даже не имеют счетов в иностранной валюте.

Проблема № 5. Не урегулирован вопрос интеллектуальной собственности при работе в формате академического предпринимательства. Руководители академических учреждений опасаются иметь дело особенно с иностранными партнерами, чтобы не быть со временем обвиненными в передаче так называемых «изобретений» за границу.

Проблема № 6. Подавляющее большинство украинских академических учреждений выполняют так называемые фундаментальные исследования, результаты которых не имеют рынковое применение в Украине, а только на Западе.

Некоторые рекомендации по сотрудничеству с западными коллегами.

Первое условие: личные контакты – вне приоритетов. Это предпосылка для того, чтобы быть в «businesses pool». Как и прежде, принципиальное значение сейчас играют личные контакты.

Второе условие: гарантии конфиденциальности и правовой защите информации. Часто клиенты предпочитают достаточно дорогим научным исследованиям в США, поскольку репутация американских компаний и правовое поле этой страны гарантируют им полный контроль над их интеллектуальной собственностью.

Третье условие: прозрачность и оперативность выполнения заключенных договоров, отсутствие проблем с таможней, серых и оффшорных схем в финансовых потоках.

Четвертое условие: низкая стоимость труда в проектах с высокой интеллектуальной частью, на что могут рассчитывать украинские ученые, имеет определенное значение, но занимает последнее (четвертое) место.

Проекты, на наш взгляд, можно выполнять … Прежде всего небольшие научные исследования. Стоимость таких проектов – от 2,5-4 (первые, так называемые репутационные) до 20 (средние) тысяч американских долларов. Основным партнером таким контрактов, очевидно, будут американские стартапы.

С точки зрения доходности такие проекты не выгодны коммерческим CRO (Contract Research Organization), ни западным, ни отечественным, а небольшие научные академические группы могут заниматься ими для дополнительного заработка. Это так называемые научные услуги с интеллектуальной компонентой. Собственно, знания и опыт национальных научных школ и является основным конкурентным преимуществом, а не низкая стоимость проектов.

Недавно в Большом конференц-зале НАН Украины состоялся семинар в рамках проекта EaP PLUS. Цель семинара заключалась в налаживании сотрудничества между учеными украинской диаспоры и учеными из Украины. На наш взгляд, нужно активно использовать подобные возможности для установления личных контактов с неравнодушными соотечественниками.

Эффективным инструментом для налаживания сотрудничества является социальная сеть «LinkedIn», на слайде есть ссылки на сообщество украинских ученых.

Деньги зарабатываются и в Украине. Для бюджетных организаций это разрешено законом. Собственно, на слайде представлены два нормативные документы, позволяющие не только выполнять научно-исследовательские работы, но и изготавливать исследуемые образцы.

Администрации институтов лояльные к подобным хозяйственным договорам. Одни проблемы исчезают, однако появляются другие …

Самая большая проблема – это отсутствие коммерческого опыта в академических институтах и цивилизованного украинского рынка подобных услуг.

Например, возьмем два академические институты: Институт микробиологии и вирусологии и Институт коллоидной химии, которые, соответственно, предлагают микробиологический анализ и анализ воды. Первое впечатление. Полностью отсутствует реклама их услуг в Интернете, нет СЕО-оптимизации, не используется AdWords (контекстная реклама). Найти услуги, которые предлагают эти учреждения, практически невозможно. Если предположить, что микробиологи работают в сегменте В2В, предоставляя услуги бизнесу, то они могут иметь постоянных клиентов …

Институт коллоидной химии работает в сегменте В2С, с частными лицами. Конкуренция жесткая. Как можно работать без хорошей рекламы, вообще не понятно …

А если вы предоставляете уникальные услуги? Не анализ воды … Не микробиологический анализ пищевых продуктов … Вам нет смысла ни создавать сайт, ни тратиться на рекламу. В западных странах с этим гораздо проще. Там достаточно развитая сеть так называемых сайтов-агрегаторов, которые собирают эти услуги и рекламируют. На слайде представлен образец такого агрегатора.

Между прочим, они работают с Украиной. Есть желание? Можно подавать свои предложения.

Единственное, следует помнить, что у них рейтинговая оценка организаций, которые предоставляют одинаковые услуги.

В Украине впервые создан сайт-агрегатор научных услуг www.otavard.com. Разумеется, с учетом украинских реалий. Ученые могут участвовать в сотрудничестве с этим ресурсом. Контакты на слайде. На этом сайте можно размещать как услуги, так и готовые решения для поиска потенциальных инвесторов.

И, наконец, страница в LinkedIn – площадка для обмена опытом и информацией.