Академическое предпринимательство в Украине: открытое письмо доктору Александеру Кнуту

Уважаемый доктор Александер Кнут!

К Вам обращается профессор Сергей Ярмолюк, заведующий отделом биомедицинской химии Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины. Больше обо мне на сайте www.medchem.org.ua

Искренне благодарен Вам за то, что Вы потратили свое время на подготовку анализа, который касается академического предпринимательства в Украине. Собственно, Вы акцентировали внимание на проблеме, которая сейчас критическая на фоне массового увольнения ученых НАН Украины.

http://www.ukrajina.fnst.org/files/1186/AE_in_Ukraine_ukr_4web.pdf

Однако хочу отметить, что, на мой взгляд, некоторые выводы в Вашей аналитике написаны в розовых очках и не отвечают глубинным факторам, сдерживающим развитие академического предпринимательства в Украине.

Возможно, причина в том, что привлеченные Вами к подготовке аналитики украинские партнеры либо не разбираются в проблеме академического предпринимательства, либо имеют о ней теоретическое представление, или же просто поставили свою подпись под публикацией, не вникая в нее.

Об этом свидетельствуют первые отзывы украинских ученых на интернет-ресурсе «Ukrainian Scientists Worldwide».

Отдел биомедицинской химии, который я возглавляю, достаточно активно работает в области академического предпринимательства (http://medchem.org.ua/uk/joint-projects). Как результат, мы получили роялти для нашего Института, есть многочисленные публикации в журналах с хорошим цитированием и патенты USA.

Я хотел бы обратить Ваше внимание на пять, на мой взгляд, основных проблем, которые тормозят развитие академического предпринимательства в Украине.

Проблема № 1. Отсутствие налоговых льгот. Чтобы выплатить зарплату ученому, нужно отдать как минимум 40% на налоги. Если заложить еще отчисление для института до 15-20%, то остается не так уж много для исполнителей.

Проблема № 2. Большинство научных институтов имеют статус некоммерческих организаций, соответственно, они как огня боятся коммерческих контрактных научных исследований. Итак, нужно, чтобы Президиум НАН Украины разработала четкие финансовые рекомендации, типичные договоры выполнения подобных исследований. Некоторые академические институты не имеют даже счетов в иностранной валюте.

Проблема № 3. Не урегулирован вопрос интеллектуальной собственности при работе в формате академического предпринимательства. Руководители академических учреждений особенно опасаются иметь дело с иностранными партнерами, чтобы не быть со временем обвиненными в передаче так называемых «изобретений» за границу. Значит, нужны определенные инструкции от украинских государственных органов безопасности, как правильно сотрудничать, особенно с западными партнерами. Не всем пока понятно, что интеллектуальная собственность, созданная за деньги украинского/иностранного партнера, принадлежит им обоим: коммерческая часть — инвестору, а «лавры славы», разумеется, ученым, если они не в состоянии договориться о роялти.

Проблема № 4. Очевидно, основная. Украинцы не умеют «искать деньги», поскольку они всегда были на государственном содержании. На Западе завлаб посвящает поиску денег, подготовке проектов большинство своего рабочего времени…

На мой взгляд, в Украине нет государственных инструментов, выполняющих функцию сочетания национальной промышленности с наукой…

Подавляющее большинство украинских организаций, которые «помогали» Вам в подготовке отчета, не имеют основного и критического компонента — групп экспертов-ученых для такой работы. Ученым нужно же платить. А деньги в основном тратятся на функционеров и на бессмысленные пиар и рекламу.

Проблема № 5. Подавляющее большинство украинских академических учреждений выполняют так называемые фундаментальные исследования, результаты которых, в отличие от того же НТУУ «КПИ», не имеют рынка применения в Украине, а только на Западе.

Наконец.

Интернет-ресурс www.otavard.com, разработанный в Институте молекулярной биологии и генетики НАН Украины, способствует решению проблем номер 4 и 5.

Этот ресурс ориентирован, собственно, на те отрасли украинской науки, которые, на наш взгляд, не могут зарабатывать деньги в Украине, поскольку результаты их исследований не имеют прямого прикладного применения.

Для них единственный источник заработка — приобщение к фундаментальным научным исследованиям на Западе в формате аутсорсинга.

С уважением,
проф. Сергей Ярмолюк