Академическое предпринимательство в Украине

В 2015 году была опубликована работа Александера Кнута и Ольги Красовской «Академическое предпринимательство в Украине» – вторая публикация из серии работ, посвященных тематике «МСП как двигатель экономического роста – на пути к современной государственной политике в сфере малого и среднего бизнеса в Украине».

Серия работ является совместным проектом Фонда Фридриха Науманна за Свободу и компании «Berlin Economics».

В первой публикации определены принципы комплексной и целостной политики по развитию МСП, вторая – проливает свет на специфическую часть малого и среднего бизнеса, которая до сих пор в Украине была без внимания. По мнению авторов, «Академическое предпринимательство в Украине» направлено не столько на формирование государственной политики, сколько на предоставление конкретных рекомендаций для преданных делу людей в области науки и высшего образования Украины.

Приводим отрывок из работы «Академическое предпринимательство в Украине». Также читатель может ознакомиться с полным текстом данной публикации.

«…Академическое предпринимательство является способом передачи знаний и технологий от научной и образовательной сфер к частному бизнесу, что, в свою очередь, способствует повышению инновационности и конкурентоспособности экономики, особенно в секторе малых и средних предприятий (МСП). Именно поэтому многие страны делают поддержку академического предпринимательства частью своей политики поддержки МСП. В то же время, в Украине на самом высоком политическом уровне академическое предпринимательство обсуждается не слишком активно.

Чтобы привлечь больше внимания к этому вопросу, мы инициировали исследование, посвященное академическом предпринимательству в Украине. Международная группа экспертов провела ряд интервью с чиновниками, руководителями некоторых ведущих вузов и научных парков Украины, ведущими учеными Национальной академии наук Украины, представителями украинских фирм венчурного капитала и неправительственных организаций, которые призваны способствовать академическом предпринимательству в Украине. Результаты исследования и ведущий международный опыт в этой сфере позволили нам наработать ряд рекомендаций, которые могли бы способствовать развитию академического предпринимательства в Украине. Предложенные нами меры могут быть реализованы отдельными участниками академического предпринимательства и организациями, они не требуют значительных дополнительных ресурсов или существенных изменений в государственном регулировании, что упрощает их практическую имплементацию. С целью развития академического предпринимательства в Украине мы рекомендуем осуществить следующие действия:

  • Объединить все имеющиеся ресурсы (человеческие, организационные, финансовые) существующих научных парков и департаментов по вопросам развития и поддержки предпринимательства, что позволит сделать систему поддержки академического предпринимательства более эффективной;
  • Сформировать четкое видение, определить амбициозную миссию и создать бренд, которые способны актуализировать существующие обязательства и ожидания, а также помочь в идентификации феномена академического предпринимательства;
  • Привлечь международных партнеров, которые известны своими успехами в создании действенной экосистемы академического предпринимательства;
  • Создать «образцовые» успешные спин-офф проекты. Несколько историй успеха будут способствовать развитию предпринимательской культуры в научной и образовательной сферах;
  • Обучение предпринимательским навыкам должно стать одним из приоритетов для украинских университетов;
  • «Разблокировка» научных знаний учреждениями, которые не способны обеспечить практическое использование имеющихся у них патентов.

Все эти шаги могут стимулировать развитие экосистемы академического предпринимательства. Фокусирование усилий на этих направлениях деятельности означает уменьшение внимания к другим, побочных видов деятельности, которые отвлекают от достижения успеха (например, дискуссии о передаче прав интеллектуальной собственности от одного государственного учреждения в другое отнимают слишком много времени и усилий). Научные парки, которые пытаются получить акции академических спин-офф компаний на самом деле препятствуют их росту и доступу к финансированию. Улучшение государственного регулирования и государственной политики 2 относительно академического предпринимательства – важны, но трата времени на обсуждение и оценку государственной политики мешает исследователям стать настоящими предпринимателями. В этой сфере достаточно места для самостоятельных действий, поэтому представители научного и образовательного секторов Украины могут немедленно начать имплементацию передовых международных практик в сфере академического предпринимательства, вдохновляя политиков своими историями успеха…»