Как Наталия Пивень вместе с коллегами из Минздрава планирует тратить государственные деньги на лечение туберкулеза?

Недавно Интерфакс-Украина распространил информацию и.о. начальника управления общественного здоровья Министерства здравоохранения Натальи Пивень с оптимистическим названием «Финансирование лечения туберкулеза в Украине в 2017 году увеличено более чем в два раза».

Что ж, несмотря на все экономические трудности, украинское государство выделило деньги на профилактику и лечение своих граждан. Похоже, что и наши западные партнеры внесли значительный финансовый вклад в борьбу с этим недугом.

Как же будут распределены государственные средства чиновниками Минздрава?

Начнем с очень серьезной проблемы — резистентности возбудителей туберкулеза и других заболеваний к лекарствам (антибиотикам). Бесконтрольное, непрофессиональное применение антибиотиков привело к тому, что бактерии-возбудители заболеваний привыкли к лекарствам, у них выработалась так называемая резистентность (устойчивость). И, что очень опасно, резистентность ко многим антибиотикам — мультирезистентность.

туберкульоз лікування

скриншот: http://www.bbc.com

К 2050 году, если не принять срочных мер, на нашей планете ежегодно будет умирать 10 млн человек от болезней, вызванных устойчивыми к антибиотикам бактериями.

К такому выводу пришли авторы экспертного доклада, который был заказан британским правительством. Доклад, который был подготовлен командой ведущих экспертов под руководством экономиста Джима О’Нила и посвящен проблеме антимикробной резистентности, приобретает все большую актуальность.

Эксперты предложили британскому правительству конкретный перечень мероприятий «по предупреждению ситуации, в которой медицина будет «отброшена в средневековье». Реализация этого плана требует миллиардных инвестиций».

туберкульоз антибіотики

скриншот: http://www.bbc.com

В Украине ситуация осложняется тем, что формы туберкулеза и других опасных возбудителей являются преимущественно мультирезистентными. В одном из своих выступлений народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец привела красноречивый пример общения с медицинским персоналом немецкой клиники «Шарите» (Charité) во время посещения наших раненых бойцов из зоны АТО. Немецкие врачи отмечают, «что не только у бойцов, но и у других пациентов из Украины, проходящих лечение в этом заведении, наблюдается значительная резистентность к антибиотикам…»

Что же предлагают украинские законодатели для борьбы с туберкулезом?

В отличие от британских коллег, украинские чиновники кембриджей и оксфордов не оканчивали и к мнению ученых-экспертов особо не прислушиваются. Нобелевские премии они «раздают» и наукой управляют по своему усмотрению…

А для решения сложнейшей социальной, медицинской, экономической проблемы, связанной с туберкулезом, используют старый проверенный подход — «пагаварить и загаварить».

Процитируем информационное сообщение: «7 октября 2016 по инициативе Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения состоялся круглый стол «Антибиотикорезистентность и инфекционный контроль». В мероприятии приняли участие народные депутаты Украины, представители Администрации Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Министерства здравоохранения Украины, других заинтересованных министерств и ведомств, департаментов здравоохранения областных государственных администраций, Национальной академии медицинских наук Украины, высших учебных заведений, медицинских заведений, учреждений, ассоциаций, а также представители международных, общественных организаций и СМИ».

Что же предложило уважаемое собрание такого количества представителей различных украинских государственных органов?

likuvannya-tuberkulozu-1

скриншот: http://pda.apteka.ua/

Бла-бла-бла… Слова… Одни слова… Ничего конкретного и детально продуманного. Гора родила мышь. Сравните эту резолюцию с рекомендациями британских экспертов.

Итак, как же уважаемая Наталия вместе с коллегами из Минздрава планируют тратить государственные средства?

Госбюджет Украины на 2017 год предусматривает увеличение финансирования лечения туберкулеза более чем вдвое — до 495 млн грн (с 219 млн грн в 2016 г.).

Переориентация на амбулаторное лечение, или же нет больного — нет проблемы.

Наталия Пивень сообщила, что Министерство здравоохранения Украины подготовило концепцию Национальной программы противодействия туберкулезу на 2017-2021 гг., которая предусматривает изменение подходов к процессу лечения больных туберкулезом, в частности переориентацию на амбулаторное лечение.

Она подчеркнула, что на сегодня, согласно украинским стандартам лечения туберкулеза, пациент должен находиться на госпитализации в течение 70 дней. При этом во время лечения в стационаре 60 % средств, предусмотренных госбюджетом на лечение туберкулеза, идет на содержание больницы и выплату заработной платы врачам.

Честно говоря, удивляет «профессиональная ознакомленность» с проблемой госпожи Натальи и ее коллег, когда даже рядовые украинские граждане понимают бессмысленность этого предложения, бессмысленность траты денег на амбулаторное лечение. Приведем комментарий с форума интернет-издания «Цензор.Нет»:

лікування туберкульозу

скриншот: http://ua.censor.net.ua/

Очевидно, наши медицинские чиновники должны знать, что больше половины украинских больных туберкулезом — это преимущественно представители бедных слоев населения, бездомные, наркоманы и заключенные. Существует большая вероятность того, что часть тех несчастных, которые и «доползут» в медицинские учреждения, продадут выделенные лекарства за водку или наркотики.

Это еще один яркий пример того, как наши чиновники западный опыт бездумно переносят на украинском национальную почву. Откуда взялось это амбулаторное лечение?

В США время пребывания на стационарном лечении стоит около 1000 долларов. Лечение включает в себя постоянный уход двух врачей, нескольких медсестер, регулярные достаточно дорогие анализы, отличное питание. Одним словом, полный сервис. Как следствие, ни американцы, ни европейцы в больницах долго не задерживаются… Соответственно, все пытаются лечиться амбулаторно, и государство в этом способствует.

Понятно, что для наших обездоленных больных туберкулезом нужно хоть плохонькое, которое нуждается в средствах, стационарное лечение.

Интересно, как Наталия Пивень планирует лечить мультирезистентный туберкулез?

«Концепция госпрограммы предусматривает также расширение возможностей использования новейших препаратов для лечения мультирезистентного туберкулеза (МРТБ). Здесь важен вопрос коммуникации и сотрудничества с иностранными производителями, которые пришли бы на рынок, зарегистрировали препараты, доступные украинским пациентам», — отмечает госпожа Пивень.

Что значит мультирезистентный туберкулез для конкретного больного? Это означает, что в клинике, в которой он проходит лечение, нет лекарств, которые могут его вылечить.

Как отмечает начальник отдела профилактики и лечения туберкулеза Центра общественного здоровья при Минздраве Яна Терлеева, ситуация осложняется тем, что Украина входит в пятерку стран мира с наибольшим количеством случаев МРТБ. По ее словам, ежегодно в стране выявляется около 8000 случаев этой формы болезни. При этом в каждом пятом случае вновь обнаруженный туберкулез имеет мультирезистентную форму. Среди больных, которые преждевременно бросили лечение, МРТБ наблюдается у каждого второго.

Существует ли в мире препарат, который может вылечить мультирезистентный туберкулез? Да, к сожалению, был…

Справка. За последние 40 лет в мире был разработан и внедрен только один такой препарат — бедахилин, его коммерческое название «Сиртуро». В прошлом году появилось сообщение, что и против этого антибиотика нашли резистентную форму туберкулеза…

Курс лечения препаратом «Сиртуро» стоит около 30 000 долларов и является неоправданным с экономической точки зрения в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения для Украины из-за малой величины валового внутреннего продукта, рассчитанного на душу населения.

Возникает вопрос: за чей счет будет происходить «расширение возможностей использования новейших препаратов», если государству это невыгодно, поскольку стоимость будет превышать ВВП на душу населения в 13 раз? Только за свой счет больного? Но проблема лечения общегосударственная?

Следовало бы прислушаться к советам британских ученых и финансировать разработку собственных лекарств. На это денег у госпожи Натальи Пивень, к сожалению, не нашлось…

То, что осталось вне текста, или на что будут тратиться деньги, выделенные на борьбу с туберкулезом.

Очевидно, большая часть государственных средств будет тратиться на закупку лекарств против туберкулеза за рубежом.

Но возникает очень много вопросов, на которые, к сожалению, трудно найти ответ в короткой информации Минздрава.

Какие лекарства мы будем закупать у западных компаний? Возможно, они продадут нам лекарства, у которых у западных больных уже выработалась резистентность? Прямой обман. Хотя лекарства, которые успешно применяются на Западе, в украинском «резистентных реалиях» могут не лечить.

Где выводы украинских ученых? Где отчеты о результатах лабораторных экспериментов, которые подтверждают, что лекарства, которые планируют купить или уже купили, могут быть использованы для лечения форм туберкулеза, распространенных именно в Украине?

В заключение отметим, что препарата «Сиртуро» на всех не хватит.

Следовательно, нужно прислушиваться к украинским и британским ученым и организовывать собственный поиск новых лекарств.

И, наконец, следует заменить нашу древнюю диагностику туберкулеза на новую на основе ДНК-технологий.

Что Вы думаете по этому поводу, госпожа Наталья Пивень?