Концепция реформирования системы финансирования и управления научной и научно-технической деятельностью (Проект)

Проблема, которая требует решения

Достижения отечественных ученых во многих сферах, в частности в разработке космической и авиационной техники, биотехнологиях, создании новых материалов, свидетельствуют, что Украина имеет значительный научный потенциал. В Украине действует более 1250 научных организаций, в которых работает почти 135 тыс. человек.

Несмотря на то, что общий объем финансирования научных исследований и разработок постоянно увеличивается и в 2011 году составил 9591,3 млн. грн. (в том числе за счет средств государственного бюджета 3887,4 млн. грн.), темпы этого роста постоянно отстают от темпов роста внутреннего валового продукта ВВП Украины.

Наукоемкость ВВП Украины (отношение в процентах объема расходов на науку за счет всех источников финансирования в ВВП) в 2011 году достигла рекордно низкого уровня – 0,73%, в т.ч. за счет средств государственного бюджета – 0,29%. При этом, если наукоемкость ВВП за счет средств государственного бюджета достигает 50-75% от среднего уровня подобного показателя для стран ЕС, то наукоемкость ВВП за счет средств негосударственного сектора в 2-5 раз ниже, чем в странах Европы.

Крупнейшими получателями средств общего фонда государственного бюджета на
науку в 2011 году были НАН Украины (53,2% от общего объема), НААН (10,9%),
Минобразования (9,4%), НАМИ (5,3%), Госинформнауки (4,6%).

Общий уровень финансирования в расчете на одного ученого (исследователя) в Украине примерно в 12 раз ниже, чем в США, в 4 раза ниже, чем в Польше, и в 2,5 раза ниже, чем в Российской Федерации.

Показатели публикационной активности являются достаточно высокими: Украинские ученые печатали более 300 тыс. публикаций в год в последние 7 лет. Вместе с тем, такие показатели являются результатом распределения государственных средств на выполнение большого количества научных проектов при низком уровне финансирования каждого отдельного проекта. Как следствие, количество публикаций и цитирований в авторитетных международных научных изданиях (таких, входящих в базы данных Тhomson Reuters и Sсорus) остается практически неизменной (4-4,5 тыс. статей в год, начиная с середины 1990-х годов). На фоне общемирового роста количества научных публикаций это приводит к снижению доли украинских национальных публикаций в мире.

Программой экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» установлено задачу увеличения наукоемкости ВВП до 1,5% в 2014 году. Для достижения этого показателя необходимо ежегодно увеличивать на ЗО% объем финансирования науки за счет всех источников, а объем бюджетного финансирования науки – на 50% ежегодно в течение 2012-2013 годов.

Вместе с тем, проблему повышения результативности научных исследований невозможно увеличить исключительно путем увеличения объемов бюджетного финансирования в условиях доминирования принципа распределения и использования бюджетных средств на науку путем базового финансирования научных учреждений. Указанный подход основывается на планировании объема финансирования на следующий год по принципу «от текущего уровня» и практически не учитывает эффективность научной деятельности учреждения.

Доля программно-целевого финансирования конкретных научных проектов, которое является наиболее эффективным механизмом бюджетного финансирования научной сферы, остается на протяжении последних лет стабильно низкой – 6-7% от объема бюджетного финансирования научной сферы. При этом большинство из указанных средств направляется через центральные органы исполнительной власти.

Объем расходов Государственного бюджета Украины на выполнение задач и мероприятий государственных целевых научных и научно-технических программ в течение последних 10 лет существенно меньше, чем объем обоснованной потребности, запланированной на определенный бюджетный год по конкретным программам, утвержденным соответствующими решениями Кабинета Министров Украины. Вместе с тем средства, планируемые в рамках базового финансирования распределяются между большим количеством мелких по объему финансирования и научной значимости проектов.

Существующая система распределения и использования бюджетного финансирования науки не обеспечивает эффективных механизмов управления государственным сектором научных исследований и разработок, является громоздкой и инерционной и не позволяет перераспределять ресурсы в соответствии с установленными приоритетными направлениями. Отсутствие экономических стимулов для предпринимательского сектора направлять средства на финансирование научных исследований и разработок в целях обновления и модернизации собственного производства, не позволяет компенсировать низкую эффективность бюджетного финансирования науки за счет привлечения внебюджетных средств.

Цель Концепции

Целью реализации Концепции является совершенствование системы управления и финансовой поддержки сферы научных исследований и разработок в целях сохранения и приумножения научного потенциала Украины, а также повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Пути и способы решения проблемы

Для решения проблемы необходимо пересмотр существующих механизмов распределения и использования бюджетного финансирования науки в целях повышения результативности деятельности и эффективности управления государственным сектором научных исследований и разработок, а также создание эффективных механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств в научную сферу.

С учетом существующего уровня наукоемкости валового внутреннего продукта Украины, масштабов отечественного сектора научных исследований и разработок и роли бюджетного финансирования науки в социальном обеспечении научных работников решения проблемы предполагается осуществлять путем:

  • Сохранение существующих объемов базового финансирования деятельности бюджетных научных учреждений с учетом роста объема минимальной заработной платы и роста цен и тарифов на оплату услуг связи, энергоносителей и коммунальных услуг;
  • Повышение конкуренции в сфере научных исследований и разработок путем направления дополнительных бюджетных средств на выполнение проектов научных исследований и разработок, которые будут отбираться на конкурсной основе в рамках выполнения государственных научных и научно-технических программ, государственного заказа на создание новейших технологий, а также грантового финансирования;
  • Оптимизации системы бюджетных научных учреждений с учетом результатов их аттестации на основе независимого оценивания научных результатов, кадрового и материально-технического потенциала;
  • Обеспечение независимой научной и научно-технической экспертизы проектов, представляемых на финансирование за счет средств государственного бюджета, расширение практики привлечения к экспертизе ведущих иностранных экспертов;
  • Упрощение процедур государственных закупок работ по выполнению научных исследований и разработок и процедур получения грантов на выполнение исследований и разработок от международных организаций;
  • Разграничение функций административного и научного управления в бюджетных научных учреждениях;
  • Применение экономических стимулов для субъектов предпринимательской деятельности по осуществлению ими инвестиций, связанных с обеспечением проведения научных исследований и разработок;
  • Упрощение административных процедур коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет государственного бюджета.

Реализация Концепции будет осуществляться в течение 2012-2017 годов путем выполнения следующих задач:

– Образование центров компетенции в приоритетных сферах научных исследований и разработок, качество функционирования которых будет оцениваться на основе международных наукометрических показателей наблюдательными советами, в состав которых будут входить ведущие отечественные и иностранные ученые,

– Повышение роли Государственного фонда фундаментальных исследований как инструмента распределения бюджетных ассигнований на проведение системных фундаментальных исследований, существенного увеличения объемов финансирования его деятельности;

– Образование Государственного фонда гуманитарных исследований как инструмента распределения бюджетных ассигнований на проведение научных исследований в области гуманитарных наук;

– Образование Государственного технологического фонда как инструмента государственной грантовой поддержки прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание и внедрение новейших технологий и высокотехнологичной продукции;

– Активизация сотрудничества научной и научно-технической, в высших учебных заведениях;

– Введение государственных программ развития научных исследований и разработок по приоритетным направлениям, предусматривающие предоставление грантов на выполнение научных проектов, отобранных на конкурсной основе;

– Утверждение Кабинетом Министров Украины в порядке конкурсного отбора научных исследований и разработок, финансирование которых будет осуществляться за счет бюджетных средств на грантовой основе;

– Определение ограниченного перечня распорядителей бюджетных средств, которые могут предоставлять гранты на финансирование научных исследований и разработок;

– Применение процедуры закупки у одного исполнителя для научных исследований и разработок, прошедших открытый конкурсный отбор;

– Финансирование развития материально-технической базы научных исследований и разработок преимущественно в рамках выполнения научных проектов;

– Увеличение объемов бюджетного финансирования для выполнения научных проектов в рамках международного научно-технического сотрудничества;

– Введение грантов на публикацию научных работ в ведущих мировых научных изданиях с высоким импакт-фактором;

– Расширение возможностей стажировки за счет бюджетных средств отечественных ученых в ведущих мировых научных учреждениях и увеличение максимальной продолжительности такой стажировки с 6 месяцев до 2 лет;

– Постепенный переход к практике заключения срочных трудовых договоров с работниками бюджетных научных учреждений с целью предоставления возможности учета производительности научной работы таких работников;

– Введение системы обязательной наукометрической оценки научной и публикационной деятельности ученых и научных учреждений;

– Укрупнение тематики научных исследований, проводимых в бюджетных научных учреждениях и усиление ответственности руководителей тем за результаты выполнения научных работ за счет бюджетных средств;

– Установление предельного возраста для занятия административных позиций в научных учреждениях;

– Освобождение от налогообложения операций по выполнению научных исследований и разработок, осуществляемых за счет средств, полученных в виде грантов от международных организаций, учреждений и правительств других стран, в том числе операций по ввозу на территорию Украины бесплатно предоставленного оборудования для выполнения работ по таким грантами ;

– Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ по выполнению научных исследований и разработок, осуществляемых за счет средств государственного бюджета соисполнителями таких работ;

– Создание нормативно-правого механизма участия бюджетных научных учреждений в создании хозяйственных обществ путем внесения в уставный капитал такого хозяйственного общества имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности, принадлежащих им;

– Расширение возможностей создателей объектов интеллектуальной собственности по приобретению имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности, созданные за государственные средства, в т.ч. в рамках основной деятельности бюджетных научных учреждений;

– Введение финансовых стимулов для развития негосударственного бесприбыльного сектора науки, в том числе деятельности специализированных негосударственных (корпоративных) фондов грантовой поддержки научных исследований и разработок.

Ожидаемые результаты

Реализация Концепции позволит создать условия для повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых в научную сферу, повышение результативности деятельности бюджетных научных учреждений, увеличение объема внебюджетного финансирования научной и научно-технической деятельности.

Целевые ориентиры развития украинской науки по результатам реализации Концепции до 2017 года являются:

  • общий уровень научных исследований и разработок на уровне 1,5% от валового внутреннего продукта Украины, из них:
  • за счет внебюджетных средств – не менее 0,8%;
  • финансирования государственного сектора – не менее 0,5%.
  • доля грантового финансирования – не менее 30% от общего уровня научных исследований и разработок за счет средств общего фонда государственного бюджета;
  • увеличение доли расходов на обновление основных средств, закупку нового оборудования и капитальное строительство;
  • достижения количества публикаций украинских ученых и научных учреждений в международных научных базах данных до уровня 7500;
  • увеличение индекса цитирования украинских ученых и научных учреждений согласно расчетам Scopus и Thomson Reuters $
  • оптимизация количества распорядителей бюджетных средств, выделяемых на проведение научных исследований и разработок;
  • образования и обеспечение функционирования не менее 8-10 центров компетенции (ключевых лабораторий) в приоритетных сферах научных исследований и разработок;
  • создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в реализацию научных проектов, осуществляемых государственными научными учреждениями

Объем финансовых ресурсов и источники финансирования

Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств государственного бюджета в пределах ассигнований, предусматриваемых на соответствующий год, международной технической и финансовой помощи, а также инвестиций предприятий и организаций.