Лучшие решения принимаются на основе здравого смысла и положительного опыта. Интервью с академиком НАН Украины А.Г. Загородним

О новой Методика оценки эффективности деятельности научных учреждений НАН Украины, о ее основных целях и задачах, о системе организации науки в Германии и полезном опыте немецких коллег мы говорили с вице-президентом Национальной академии наук Украины, директором Института теоретической физики им. Н.Н. Боголюбова НАН Украины академиком НАН Украины Анатолием Глебовичем Загородним.

– Анатолий Глебович, на заседании Президиума НАН Украины 3 февраля 2016 года была утверждена новая Методика оценки эффективности деятельности научных учреждений НАН Украины. Вы, как вице-президент Академии, занимались подготовкой этого вопроса. Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие главные причины, обстоятельства побудили нас к изменениям в уже сложившейся и проверенной временем системе оценивания научной деятельности?

– Главной причиной является то, что украинская наука, как и все украинское общество, переживает сейчас сложный период трансформации, связанный с интеграционными процессами в европейское сообщество. Что касается науки, то сегодня Украина нацелена на вхождение в Европейское исследовательское пространство, а это требует введения адекватных, подобных европейских процедур в организации научной деятельности. Согласно договору об ассоциированном членстве Украины в Программе Европейской комиссии «Горизонт-2020», первым шагом на пути интеграции должен стать независимый аудит украинской научно-технической сферы.

Второй причиной является необходимость имплементации недавно принятого Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», которым предусмотрено введение целого комплекса мероприятий и использования новых инструментов государственной поддержки науки, а они, в свою очередь, потребует независимой экспертизы эффективности научных работ.

И в-третьих, необходимость разработки новой рейтинговой (сравнительной) системы оценки деятельности научных учреждений и их научных подразделений прописана в Концепции развития НАН Украины на 2014-2023 годы.

– Если обратиться к истории вопроса, с чего начиналось разработки новой методики?

– Прежде всего мы изучили опыт применения процедур и критериев оценки деятельности научных учреждений разных стран Европы – Австрии, Великобритании, Германии, Польши, Чехии и др. Оказалось, что по своей структуре исследовательское пространство Украины очень близко к исследовательскому пространству Германии. Это объясняется историческими обстоятельствами, поскольку в свое время Российская империя приняла не англосаксонскую систему организации науки, где научные исследования были сосредоточены преимущественно в университетах, а именно немецкую. После еще более глубокого изучения различных систем оценки эффективности научной деятельности в различных научных институтах Германии мы пришли к выводу, что нам в наибольшей степени подходит методика, которую использует самоуправляемая научная организация Ассоциация Лейбница.

– Анатолий Глебович, в двух словах расскажите, пожалуйста, как устроена научная сфера в Германии?

– Система организации науки в Германии достаточно сложная. Она охватывает около 1000 государственных научно-исследовательских учреждений, получающих бюджетное финансирование, а также различные центры исследований и инноваций, финансируемые промышленными концернами. В некоторых сферах деятельности и в отдельных регионах эти научные организации и промышленные предприятия объединяются в сети и кластеры. В научной сфере занято более 600 тыс. работников, а общие внутренние расходы на исследования и разработки в 2013 году составляли примерно 80 млрд евро, причем треть этой суммы – это расходы государственного бюджета ФРГ.

Основными компонентами государственного исследовательского пространства Германии являются четыре самоуправляемые научные организации – Общество Макса Планка, Ассоциация Лейбница, Ассоциация Гельмгольца и Общество Фраунгофера, федеральные исследовательские институты при министерствах, Фонд исследований Германии, Совет по естественным и гуманитарным наукам, которые финансируются прежде всего федеральным правительством и частично правительствами земель; более 400 университетов, а также научные учреждения, финансируемые правительствами земель…

Полный текст

Источник: Вестник НАН Украины. 2016. № 3. С. 3-11.