О коммерциализации науки

Уменьшение финансирования отечественной науки лишний раз обнажило проблему критериев оценки эффективности деятельности ученых. Собственно как и обнажило вопрос эффективности расходования бюджетных средств на финансирование научно-исследовательских работ в вузах.

С другой стороны, наконец, перед научными учреждениями Украины нарисовался вопрос коммерциализации, в рамках которого стал актуальным самостоятельный поиск источников (привлечение) финансирование науки и тому подобное. Это, естественно, внесет существенные коррективы и в научно-исследовательскую проблематику ученых.

Здесь, самое меньшее, говорится о двух аспектах. Во-первых, о реальной стоимости и оценку затрат на осуществление определенных научных исследований. А во-вторых, о возможности будущей коммерциализации собственных научных разработок. Где автоматическое возникает вопрос: А кому именно эти изобретения нужны? И кто вам заказывал эти разработки?

То есть я сейчас намекаю на прикладной аспект исследований, это раз. На то, что должен быть реальный заказчик возможного будущего продукта, это два. Например, ученые определенной кафедры вузов разработали изобретение и даже зарегистрировали его или оформили патент, но на него нет покупателя, или у изобретения есть аналоги-заменители, или он слишком несовершенен, или цена вопроса интересна для производителей (нет положительной экономики для производства). То есть никто не думал о конечном потребителе, или же осуществлялась разработка ради разработки по принципу: «Делаем что умеем! И дайте нам под это финансирование ».

При таком подходе и сама научная деятельность может быть ошибочной (или бессмысленной) и попытки найти под это финансирование могут не получить поддержки ни инвестора, как частного, так и государственного. И здесь не может идти и речи о популяризации науки, ибо собственной популяризацией у нас занимаются только политики … Кроме того, сегодняшние требования времени заставляют ученых уметь работать в пределах проектного финансирования. То есть речь идет о планировании и нормировании работы, формирование проектной исследовательской команды, соблюдение плана-графика работ, своевременное отчетности по затраченных ресурсах, полученных результатов и выполнения запланированных пунктов плана, подготовка окончательного отчета, презентация наработок по проекту и полученных научных результатов и тому подобное. Предложения по дальнейшему использованию результатов проекта …

Сюда же можно добавить – умение договариваться, умение искать партнеров, уметь работать с заказчиком, спонсором, грантодателем, или умение работать в пределах установленных техническими условиями требований проекта и т.д. …

Кстати, даже в пределах коммерциализации науки, надо определиться: вы фабрика постоянно продуцирующая новые инновационные решения и вы не знаете кому их продавать, или вы создали одно какое-то решение и тупо хотите его продать?

Понятно, что без заинтересованных субъектов хозяйствования коммерциализации ваших наработок скорее всего не произойдет. Еще обращу внимание, что финансироваться должно не научное учреждение, то есть стены, а исследователи и продукты их работы.

Что же касается определения научной проблематики, то есть простой и понятный принцип: кто оплачивает, тот и заказывает … То что заказывает государство, то она же и оплачивает.

Понятно, что поскольку уменьшается государственное финансирование, то автоматически возникает вопрос поиска новых источников финансирования научных исследований. И здесь, естественно, нельзя не упомянуть о привлечении финансирования по программе Горизонт 2020. Кстати, их проблематика, например представлена ​​в приоритете «Общественные вызовы», соответствует приоритетам политики в рамках стратегии «Европа 2020» и вызовам, которые встают перед гражданами Европы и других стран мира:

  • охрана здоровья, демографические изменения и благополучие;
  • финансирование сосредоточено на таких направлениях:
  • безопасность продуктов питания, устойчивое сельское хозяйство и лесничество, исследования воды (включая питьевую воду), биоэкономика;
  • безопасная, чистая и рациональная энергетика;
  • рациональный, «зеленый» и интегрированный транспорт;
  • окружающая среда, изменение климата, эффективность использование ресурсов и сырья;
  • Европа в меняющемся мире – включенность, инновационность и разумность общества;
  • безопасные общества – защита свободы и безопасности Европы и ее граждан.

Каждое направление включает вполне реальную конкретику по востребованных в Европе для исследовательской деятельности вопросах. То есть вопросов за изучение которых Европа готова платить (финансировать). И возможно это не коммерциализация науки в прямом смысле слова, но возможно именно об этом шла речь когда пытались использовать термин «Академическое предпринимательство».

Александр Бабич
Запорожская государственная инженерная академия