обслуговування  українською

5 эффективных методов защиты своего права на украинский язык в сфере обслуживания

Автор статьи «Как защитить право на украинский…» дает 10 советов, которые должны помочь украиноязычным украинцам защитить свое право на обслуживание на государственном языке. В публикации говорится о том, что в случае игнорирования простой просьбы об изменении языка обслуживания можно прибегнуть к более радикальным методам, например, написать жалобу в Книгу отзывов или обратиться в Управление защиты прав потребителей.

Предлагаем уточнения, которые помогут определить последовательность действий в случае нарушения языковых прав граждан.

1. Ведение диалога.

Можно написать письмо на электронный адрес заведения, позвонить на «горячую линию» или связаться непосредственно с его руководством. Как отмечает лидер ОО «Независимые», возможно, политика компании является проукраинской, а существующее нарушение возникло из-за халатности.

2. Бойкотирование продукции русскоязычного магазина/заведения.

Согласно исследованиям компании «Check Point», по отзывам потребителей можно проследить общую политику той или иной компании, ознакомиться с характеристиками товаров, найти информацию об уровне и качестве обслуживания. Украиноязычных потребителей, мягко говоря, разочаровывает отсутствие украиноязычной версии сайтов некоторых интернет-магазинов.

Поэтому выражение протеста в социальных сетях, поиск единомышленников и совместное бойкотирование продукции русскоязычных магазинов призвано заставить их владельцев вести диалог на украинском. Главная задача такого метода – донести до представителей русскоязычного бизнеса, что, теряя украиноязычного потребителя, они теряют прибыль. Кроме того, негативные отзывы значительно снижают рейтинг интернет-сайтов.

Для этого нужно найти страницу интернет-магазина в сети Facebook, зайти в поле «Отзывы» и поставить 1 звездочку в поле оценки качества работы магазина. Также нужно написать свой комментарий и ждать ответа администратора.

facebook відгуки

Источник: facebook.com

Кроме того, можно писать отзывы на многочисленных интернет-форумах, например на hotline.ua.

К сожалению, реальная ситуация остается такой, что русскоязычный бизнес почти ничего не теряет. Ведь сегмент, как русскоязычных потребителей, так и потребителей, для которых не имеет значения речь обслуживания, остается достаточно большим. Поэтому эффективнее применять другие рычаги влияния – обратиться к законодательству.

3. Написание заявления в Книге отзывов.

Книга отзывов должна находиться в открытом и доступном для потребителей месте. Отсутствие такой Книги или отказ работников предприятия в ее предоставлении является незаконным. В случае нарушения вашего права – вызывайте полицию. Советуем предварительно снять разговор с работником заведения на видео. Напомним, что вы имеете право свободно собирать, обрабатывать и распространять информацию в общественном месте (согласно ст. 34 Конституции Украины).

Посмотреть текст Инструкции о Книге отзывов на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, а также ознакомиться с порядком ее оформления можно на официальном сайте ВРУ. В частности нас интересуют форма бланка заявления (на котором фиксируются обращения граждан) и форма обратной стороны бланка заявления (на котором уполномоченные лица оставляют сообщения о мерах, принятых согласно заявлению).

Все виды записей: жалобы, предложения, отзывы и замечания принято объединять под единым названием – заявления.

Обязательно указывайте свой почтовый адрес, а также делайте фото титульного листа Книги, вашей записи, квитанции и т. п. Эти материалы как приложения могут понадобиться вам в дальнейшем.

В течение двух недель проситель должен получить письмо с копией ответа, записанного в Книгу отзывов.

Если ответ «потерялся» – попробуйте оставить жалобу повторно. В то же время посмотрите на вашу предыдущую запись. Возможно, на нее все же ответили.

Нарушая право на получение информации на украинском языке, владельцы предприятий склонны уверять клиентов в том, что этот недостаток обслуживания исправят в ближайшее время. Однако, если вы видите, что ситуация не меняется – двигайтесь дальше: обращайтесь в Госпродпотребслужбу.

4. Обращение в Госпродпотребслужбу.

В отличие от заявления в Книге отзывов (которое пишется в произвольной форме), жалобу в указанную службу можно писать по образцу, созданному ОО «Независимые». Украинский стартап AXDRAFT разработал платформу под названием «Защитить украинский язык», что помогает бесплатно подготовить необходимую документацию онлайн.

Додаток 1

Источник: https://business.axdraft.com/#/business/1349.

В случае намерения потребителя пожаловаться на интернет-магазин – перед обращением в Госпродпотребслужбу стоит выяснить название предприятия. Напомним, что Закон Украины «Об электронной коммерции» и «О защите прав потребителей» обязывает работников интернет-магазинов сообщать эту информацию. Проверить ее можно в Едином государственном реестре физических лиц-предпринимателей и общественных формирований.

И наконец, можно обратиться в суд.

5. Обращение в суд.

В статье «Как русскоязычные детские интернет-магазины теряют своих клиентов…» приведен образец алгоритма действий при подаче искового заявления в суд.

Додаток 2

Источник: https://www.facebook.com/.

Напомним, что по делам о защите прав потребителей судебный сбор не взимается.

На своей официальной странице в Facebook представители ОО «Независимые» отмечают, что в случае нарушения вашего языкового права, они могут дать консультацию и осуществить бесплатное юридическое сопровождение по делу подачи искового заявления.

Послесловие

В свое время отсутствие четкой государственной политики в сфере защиты информационного пространства обусловила доминирование русского языка в сфере украинского бизнеса. Несмотря на существование ряда законов, определяющих статус украинского как единственного государственного языка Украины, языка делопроизводства, языка сферы обслуживания и др., сторонники «удобного» русского считают законодательство формальностью. Сейчас, благодаря деятельности общественных организаций, среди которых стоит отметить ОО «Независимые», осуществляются поступательные шаги в борьбе за обновление языка обслуживания в сфере бизнеса.

Поддержим своими благотворительными взносами судебные процессы Общественной организации «Независимые» против коммерческих фирм, которые дискриминируют украинский по языковому признаку. Номер карты ПриватБанка 4731 1856 0729 5240.