Как повысить компетентность относительно рынка у выпускников технических вузов

Необходимы ли молодым украинским инженерам и ученым знания о рынке? Кто-то скажет: странный вопрос! А кто-то просто пожмет плечами. А преподаватели технических университетов промолчат, потому что им не нужна дополнительная нагрузка. Возможно, я ошибаюсь, и ситуация не такая уж критичная? Так давайте по порядку.

Украина строит рыночную экономику, которая ориентирована на конечный продукт – товар, который нужно продать. То есть в реальности создается система, которая включает подготовку кадров (университеты), производство (бизнес) и продажу (бизнес). Эти элементы системы связаны между собой тесной обратной связью. Если один элемент начинает пробуксовывать, вся система тормозит.

Рассмотрим базовый элемент системы – подготовку кадров в университетах. Ситуация напоминает пример с «темной комнатой». На «входе» абитуриент выбирает профессию, не имея полной информации, где он применит полученные знания. А на «выходе» университет продает покупателям (бизнесу, научным институтам) молодых специалистов. Или последние самостоятельно решают вопросы трудоустройства. Причем фактический КПД технических университетов составляет 10-20 %, то есть именно столько выпускников устраиваются по полученной специальности (Полторак В. Образовательный маркетинг в условиях развития рынка образовательных услуг в современной Украине // Украинский социологический журнал. – 2013. – № 1-2. – С. 24-29. https: //periodicals.karazin.ua/).

В то же время количество продавцов на рынке образовательных услуг, то есть технических университетов, в Украине не изменилось. Как результат, конкуренция за потенциальных абитуриентов увеличилась. Для стимулирования заинтересованности абитуриентов на кафедрах, кроме базовой специальности, начали создавать специализации. Какое-то время это спасало вузы и их кафедры. Но если проследить пути, которые выбирали молодые «технари» после окончания вуза, то картина окажется неоднозначной. Львиная доля выпускников идет работать не по полученной специальности, а в торговлю, дополнительно они изучают внешнеэкономическую деятельность, юриспруденцию и тому подобное.

Теперь о покупателях инженерно-научных молодых специалистов. После обретения Украиной независимости спрос на машиностроительную продукцию резко уменьшился. Это привело к закрытию и ликвидации многих предприятий. Их оборудование просто порезали на металлолом и отправили на экспорт в Турцию. Нарождающийся бизнес приватизировал определенное количество машиностроительных предприятий, однако далеко не все из них дожили до ХХI века. Такие же процессы имели место и в научных учреждениях. Они, так сказать, «сжались», поскольку спрос на новые технологии от промышленного бизнеса существенно уменьшился. Да и государство начало экономить на науке. Наиболее дальновидные начали экспортировать свои разработки, то есть коммерциализировать их. Создавались научно-производственные предприятия. В результате спрос на инженерные кадры в современной Украине существенно уменьшился.

А теперь, что касается объекта торговли – абитуриентов. Демографическая ситуация в Украине за время независимости ухудшилась. По данным Госкомстата Украины, с 1990 по 2016 годы население страны уменьшилось на 17 %, а население возрастной группы 0-17 лет – на 43 %. Таким образом, на фоне ухудшения экономической ситуации в Украине происходит уменьшение количества абитуриентов при практически стабильном количестве технических университетов.

Возникает старый как мир вопрос: что делать? Что нужно делать, чтобы заполнить аудитории в университетах? Что делать для расширения возможностей при трудоустройстве молодых бакалавров и магистров?

Во-первых, считаю необходимым знакомить студентов с рынком товаров/услуг, связанных с базовой специальностью. Это предусматривает предоставление информации об игроках рынка оборудования, приборов, химических товаров и тому подобное. На практике это может быть либо отдельный курс либо раздел в курсе «Профессиональное оборудование». Понятно, что подготовка такого курса требует сотрудничества преподавателя-технаря с преподавателем-маркетологом.

Во-вторых, есть предложение создать курс «Системный менеджмент», составляющими которого являются три блока: аналитика товарных рынков, дизайн-мышление и управление проектами. В процессе чтения раздела «Аналитика товарных рынков» слушатель получит информацию об использовании инструментов для исследования рынков конкретных товаров, а также ознакомится с рынком товаров (производство, экспорт, импорт, игроки) в соответствии с базовой профессией. В разделе «Дизайн-мышление» слушатель получит информацию об алгоритме решения проблем как в бизнесе, так и в науке. В частности, он научится оценивать реальность, генерировать идеи, анализировать концепции и отбирать проекты для реализации. Заключительным разделом является «Управление проектами», изучение которого позволит будущему специалисту грамотно реализовывать проекты, что будут инициированы в процессе процедуры дизайн-мышления. В целом это позволит расширить базу компетенции молодых специалистов для ее качественного использования в реальных условиях украинского рынка.

Считаю, что внедрение этих новаций в комплексе с углублением подготовки по информационным технологиям в сфере украинского высшего образования существенно расширит круг компетенций молодых бакалавров и магистров, а также позволит повысить КПД их трудоустройства.