Украинская православная церковь Киевского патриархата — предтеча Украинской поместной православной церкви (небогословськие размышления верующего Украинской поместной православной церкви). Часть вторая

(Полная версия статьи, сокращенно опубликована в «Украинской правде» http://www.pravda.com.ua/columns/2010/09/3/5351447/)

Yarmoluk.JPG.pagespeed.ce.x2JUCsde0L

 Проф. Сергей Николаевич Ярмолюк

В своей предыдущей публикации я пытался объяснить, что концепция «русского мира», предложенная Патриархом Московским Кириллом, опасна для развития православного христианства в Украине. Понятие «русский мир» в сознании рядового украинца, к сожалению, не ассоциируется с классической русской культурой, а прежде всего связывается с постсоветской культурной традицией насквозь пропитана смертельным вирусом воинствующего атеизма.

Чрезмерное распространение «руськомирной» информации активирует в сознании бывших советских граждан усыпленный вирус атеизма. В своем интервью «Украинской неделе» (№ 29 (142) от 16.07.10 г.) Патриарх УПЦ КП Филарет приводит интересную статистику: «Согласно данным МВД на Пасху в Украине в церкви пришло 11 млн верующих при 47 миллионах населения, а в России при 142 миллионах пришло в храмы 8 млн верующих. То есть в Украине праздновало Пасху почти 25% населения, а в России — 5%» ( http://www.cerkva.info/uk/intervju/647-ut-int.html). Фонд «Русский мир» был создан в Российской Федерации в 2007 году по указу В.В. Путина. 5% — это хороший показатель для государства, основополагающая идеология которого базируется на православном христианстве?

По данным международного социологического исследования «Религия и религиозность в Украине», большинство верующих-украинцев (91%) — христиане. В частности, 39% из них принадлежат к трем основным православным церквям — УПЦ (МП), УПЦ КП и УАПЦ, 44% назвали себя православными без идентификации с определенной церковью. Греко-католиков в Украине — 8%, протестантов социологи насчитали чуть больше 1%. Представители других конфессий не набрали и 1% (http://jerelo.info/Podiyi-v-Ukrayini/Ukrayintsi-navertayutsya-do-Boga.htm).

Похоже на то, что по всей Украине доминирует так называемый «внецерковной» тип православных. «Внецерковность», очевидно, обусловлена остатками атеистической культурной традиции «русского мира» в сознании украинцев. В последнее время в украинской общественной жизни происходит широкомасштабное вторжение «русского мира». Как следствие, вероятность того, что большинство «внецерковных» украинцев с активированным вирусом атеизма соединится с «воцерковленными» православными того или иного украинского патриархата, минимальна. Итак, православные церкви на этом этапе явно не смогут заметно увеличивать численность своих приходов на урбанизированном востоке и юге Украины, где культурная традиция атеистического «русского мира» укоренилась глубоко.

Центральные и западные области Украины, слабо инфицированные атеистическим «Русским миром», являются, возможно, единственным украинскими регионами, где православные конфессии в состоянии количественно расти как за счет взрослого население, так и за счет религиозного воспитания детей с детства. Пресс-службы Украинской православных церквей КП и МП сообщают о значительном увеличении количества своих верующих в этих областях Украины. Поскольку эти области находятся на так называемой «оранжевой» территории Украины, то священники УПЦ МП вынуждены максимально подстраиваться под «националистического» верующего, активно используя украинский язык для общения с ним в проповедях, на телевидении (телеканал «Глас»), признавая Голодомор и тому подобное. Даже «умеренный культурный национализм» части епархий МП вызывает у «руськомирцив» огромное возмущение и призывы к смещению патриарха УПЦ МП и его ближайшего окружения. Так, ортодоксальный рускомирець Сергей Баранов предлагает начать «… подготовку к возможной смене митрополита Киевского из-за ухода Блаженнейшего Владимира на покой …».

Газета «Коммерсантъ» (№ 129 (4429) от 20.07.2010 г.) Пишет: «УПЦ МП пользуется такими широкими правами самоуправления, каких нет ни в одной другой русской православной церкви, — заявил пресс-секретарь Киевской патриархии епископ Евстратий (Зоря) .- Патриарх же Кирилл, как можно видеть по полутора годам его патриаршества, — централизатор. Он старается централизовать управление по подобию до вертикали власти, которая выстроено в России как в государстве» (http://www.kommersant.ru/doc/1455659).

Трудно прогнозировать, что останется от этого дарованного самоуправления, когда патриарх Кирилл завершит централизацию власти в Московском патриархате, неотъемлемой составляющей которого является УПЦ МП? Однако однозначно можно предположить, что отсутствие украинского языка в храмах и существенная антиукраинская составляющая «русского мира» будет вызывать отток верующих УПЦ МП в УПЦ КП в наиболее благоприятных для расширения православного христианства центральных и западных областях Украины.

УПЦ МП активно, нанося вред своему общественному имиджу, вмешивается в украинские политические процессы. Ее «боевой авангард» Одесская епархия запугивала предыдущего президента Украины: «… предлагаем начать процедуру импичмента Ющенко за нарушение Конституции и вмешательстьво в дела Церкви …» (Резолюция Собрания православной общественности Одесской епархии по вопросу т.н. «канонической автокефалии»).

Нынешнему же украинскому президенту пресс-атташе Одесской епархии УПЦ МП о. Сергий (Лебедев) «настоятельно» рекомендует ликвидировать регистрацию УПЦ КП (http://galinfo.com.ua/news/71829.html ). Сайты УПЦ МП переполнены материалами о раскольниках-филаретовцах, напоминающие вести с фронта. УПЦ МП скорее похожа на политическую партию, а не на церковную организацию, которая проповедует любовь к ближнему. Понятно, что в внецерковных православных после ознакомления с «фронтовыми» новостями окончательно исчезает желание пополнять ряды партии борцов «за дэло русского мира».

Я внимательно просмотрел последние интервью патриарха Филарета, опубликованные в украинской прессе и Интернете. Все его выступления подчеркнуто аполитичны, в них всегда присутствует глубокое уважение к украинской государственной власти.

27-28 июля 2010 в Киеве состоялись общецерковные торжества, посвященные Дню крещения Киевской Руси-Украины. Крестный ход во главе с патриархом Филаретом собрал более 20 000 человек, из которых более 1,5 тысячи составляли священники. Несмотря на содействие местных властей, и в Одессе, и в Днепропетровске, и в Киеве на богослужениях Патриарха Московского Кирилла и всея Руси было значительно меньше людей — от нескольких сотен на молебне на Владимирской горке в 5-7 тысяч на службах в Днепропетровске (http://www.cerkva.info/uk/news/patriarkh/682-den-khreschennia.html). Поскольку обе эти церкви по структурной организацией тождественны, то это косвенно свидетельствует о том, что в УПЦ КП значительно больший процент активных верующих, которые являются основой количественного роста любой церкви. Этот вывод подтверждают и мои личные многолетние наблюдения роста числа верующих УПЦ КП в Ружинском районе Житомирской области.

Очевидно, отсутствие социально активных верующих и заставляет УПЦ МП прибегать к административным способов увеличения своей церкви, используя средства государственного бюджета Украины. Так, совместно с Министерством образования и науки Украины предлагается разработка государственной программы духовно-нравственного воспитания украинской молодежи, подготовка преподавательских кадров, бесплатное обеспечение учебниками, включение представителей УПЦ МП в научную работу НАН Украины, создание общеобразовательных школ УПЦ МП (http://www.ut.net.ua/art/165/0/4157/).  Возможно, вскоре известный интеллектуал и галичанофил Дмитрий Табачник и выдаст министерское распоряжение о выпуске для школ учебников по истории «русского мира», об обязательном экзамене по церковнославянскому языку при поступлении в вузы, обяжет сотрудников НАН Украины обязательно посещать богослужения в храмах УПЦ МП. На этом «упецеемпезации» Украины и закончится. Все остальные подобные инициативы архиепископа Полтавского и Миргородского Филиппа УПЦ МП приведут ощутимо сильное сопротивление традиционно многоконфессиональной Украины, погрязнут в коррупции и хищении государственных средств.

Интересно, но мои неутешительные выводы относительно будущего УПЦ МП подтверждает убежденный «руськомирець» Сергей Баранов: «.. В отличие от России и Белоруссии, в этой стране РПЦ находится на пороге утраты лидирующего положения и превращения в Церковь меньшинства …».

На мой взгляд, в условиях укрепления внутренней дисциплины, сохранение значительного процента социально активных верующих, постоянного присутствия в русскоязычном культурном пространстве, общения с верующими исключительно на украинском языке, невмешательства в политическую жизнь страны УПЦ КП за пять-десять лет сможет стать доминирующей и влиятельной православной конфессией в Украине, предтечей Украинской поместной православной церкви.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии